12 Июня 2016 02:06

Майор-пехотинец Либерман. Самая дорогая малозаметность в мире.

Майор корпуса морской пехоты Либерман необычайно скромен для бывшего «морского котика», ставшего летчиком-истребителем.

Он совсем недавно посадил на аэродроме основной операционной базы самолет F-35 – один из 2457 истребителей, планируемых к производству Пентагоном. 

Общая стоимость всех машин составит 400 миллиардов долларов, и это будет самая дорогостоящая программа закупок вооружений в истории человечества. 

Стоя посреди праздничной шумихи и кутерьмы в этот солнечный день на летном поле в Юме, штат Аризона, он отказал фотографам в просьбе поднять большой палец вверх и попозировать для камер. «Нет, нет, нет», - возразил он, улыбаясь.

Сдержанность Либермана вполне понятна. Хотя морпехи приветствовали его прибытие, поскольку это означает, что их первая эскадрилья F-35 вошла в боевой состав, здесь есть один камень преткновения. «Эскадрилья в боевой состав вошла, - заявил официальный представитель корпуса морской пехоты, - а вот самолет в строй пока не введен».

F-35, призванный стать смертоносным небесным охотником 21-го века, сам стал предметом травли и образцом расточительности Пентагона в новую эпоху бюджетной экономии. 

Вместо звездно-полосатого флага на его фюзеляже вполне можно нарисовать мишень для стрельбы, ибо огонь критики по нему ведется постоянно. 

Шлемы летчиков действуют не так как надо, самолет пока не сбросил ни одной бомбы и не выпустил ни одной ракеты, а программное обеспечение, необходимое для боевых действий, пока остается на чертежных планшетах.

Вот почему, когда Либерман сажал свой F-35 перед толпой напряженно ждавших посадки зрителей, среди которых был и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, он не продемонстрировал одну из самых поразительных его характеристик: способность садиться по-вертолетному с использованием поворотного сопла из титана, которое создает подъемную тягу. Это трюк для испытателей, а не для боевых летчиков, таких как он.

Между тем, стоимость самолетов с 2001 года почти удвоилась, и составляет сегодня 396 миллиардов долларов. Производственные задержки вынудили ВВС и ВМС потратить дополнительно как минимум 5 миллиардов долларов для продления срока службы действующих машин. 

Корпус морской пехоты, являющийся самым дешевым видом вооруженных сил (если не считать его любви к самолетам с почти вертикальным взлетом и посадкой, которые находятся на его любимых авианосцах), потратил 180 миллионов долларов на 74 подержанных британских самолета AV-8, чтобы разобрать их на запчасти для «Харриеров» из рейгановской эпохи, дабы их можно было эксплуатировать и дальше, пока F-35 не будут введены в строй. Страны-союзницы уже вполне серьезно рассматривают альтернативы истребителю F-35. 

Однако, критика еще больше усилится, поскольку есть опасения, что затраты на F-35 отразятся на других военных программах. Если к 1 марта законодатели не договорятся о бюджете, Пентагону грозит сокращение расходов в виде секвестра на сумму 500 с лишним миллиардов долларов. Это означает 10-процентное сокращение проектов бюджета на предстоящее десятилетие. 

Два года назад Белый дом предсказывал, что эти сокращения будут настолько обременительны для ястребов из рядов Республиканской партии, что никто на них не пойдет. Но сейчас Великая старая партия раскололась, и многих ее членов больше беспокоит дефицит, нежели оборона.

«Мы тратим, наверное, 45% общемирового бюджета на оборону. Если мы сократим эту цифру до 42 или до 43%, неужели мы окажемся под угрозой какого-нибудь вторжения? – спросил член палаты представителей из Мичигана республиканец Джастин Эмаш из новой поросли ястребов и борцов с дефицитом, для которых разговоры о расходах являются даже большей угрозой, чем война. – Мы банкротим нашу страну, и это создает для нас большую опасность». 

Лидеры республиканцев в палате представителей начали говорить о сокращении военных расходов как о чем-то неизбежном. Президент Обама предупредил, что если конгресс не представит новый план, «в предстоящие недели последуют жесткие решения», например, прозвучавшее недавно заявление о том, что отправка авианосца в Персидский залив откладывается в целях экономии денежных средств.

Печальный парадокс состоит в том, что сокращение расходов на F-35 на данном этапе не даст существенной экономии в ближайшей перспективе, потому что Пентагон недавно заключил контрактов на эту машину почти на 5 миллиардов долларов. 

Однако обязательные в рамках секвестра сокращения отодвинут закупки дополнительных самолетов и необходимые для этого испытания на более позднее время с неизбежным в такой ситуации результатом: стоимость каждого самолета вырастет еще больше. К сожалению, в этом для самолета F-35 Lightning II нет ничего нового.

Как мы дошли до этого? 

Одномоторный одноместный самолет F-35 это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадь, если так решила комиссия. Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. 

При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.